ОТЧЁТ

о велосипедном спортивно-туристском походе

третьей категории сложности по

Армении и Нагорному Карабаху,

совершённом с 22сентября по 7 октября 2012 года

 

КΑРТΑ РΑЙОНΑ ПОХОДΑ

Кликните пο кαρте, чтοбы увеличить! (οткροется в нοвοм οкне)

 

СОСТΑВ ГРУППЫ:

Фамилия, имя, отчество

Г.р.

Туристская подготовка·

Обязанности в группе

1

Будк Кирил

1984

2ВелР Астраханская обл., Кипр

Руководитель

2

Гришн Дмитро

1980

5ВелР
Тибет

Штурман, реммастер

3

Базилян Вад

1984

4ВелУ Казахстан

Медик

4

Казак Ксю

1987

5ВелУ Тибет

Завхоз

5

Бузин Алекс

1988

2ВелУ Астраханская обл.

Завснар

6

Созонова Аня

1988

2ВелУ Астраханская обл.

Финансист

 

Маршрут заявленный

Ереван ‑ Гарни ‑ Гехард ‑ Гохт ‑ оз. Погмагангёль ‑ перевал Спитакасар 3200 м. ‑ Ланджахпюр ‑ оз.Севан ‑ Мартуни ‑ Варденис ‑ Зод ‑ перевал Зодский 2494 м. ‑ Камышлы ‑ ущелье реки Титхун (до горячего источника) ‑ ущелье реки Тертер ‑ Дадиванк ‑ Дрмбон ‑ перевал ‑ Кичан ‑ Алиагалы ‑ Алимадатли ‑ Максудлу ‑ Агдам ‑ Аскеран ‑ Степанакерт ‑ Шуши ‑ перевал Лысогорский 1800 м.‑ Лачин ‑ перевал Черкези 1674 м - Горис ‑ Татев – Сисиан‑Джермук –Арарат‑Ереван ‑ Агарак ‑ Бюракан – озеро Карагёль 3200 м‑ г. Арагац 3879 м‑Апаран‑ Ванадзор‑ Дилижан‑ Шамбарак ‑Севан‑Ереван.


Маршрут фактический

день

Участок

Покрытие

Своим
ходом

автостопом

1

Ереван‑монастырь Гехард

асфальт

61

 

2

монастырь Гехард‑пер. Спитаскар

грунтовые дороги,оффроад*

31

10

3

пер. Спитаскар ‑Цовак

грунт-асфальт

109

 

4

Цовак‑ термальный ист. Зуар

хорошая неасфальтированная дорога

88

 

5

Зуар‑Кишан

плохой асфальт

74

 

6

Кишан‑Степанакерт

асфальт

85

 

7

Степанакерт‑Хндзореск

асфальт

34

42

8

Хндзореск‑ Горис‑Татев‑Горис

асфальт

18

40

9

Горис‑ Сюникское нагорье

асфальт - грунт

56

6

10

Сюникское нагорье

грунт‑ оффроад

17

 

11

Сюникское нагорье-Джермук

грунт-асфальт

80

 

12

Джермук ‑ оз. Бол. Алагёль

грунт- оффроад

25

9

13

оз. Бол. Алагёль‑Джил

грунт-асфальт

89

 

14

Джил‑Дилижан

асфальт

115

20

15

Дилижан‑Карагёль

асфальт

65

75

16

г. Арагац‑Ереван

асфальт

85

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1032

202

Суммарный набор высоты составил около 10 000 м.

*оффроад- отсутствует даже колея


ПОДГОТОВКΑ К ПОХОДУ

В сети имеется более десятка отчетов по Армении, почти в каждом из которых написано, что информации по этой стране весьма мало [3-14].

Основные выводы из отчетов прошлых групп и наш опыт:

Заброска/выброска

Наиболее удобен прямой самолет из Москвы в Ереван и обратно. Он обошёлся каждому в 13 000 р. туда-обратно. Летели Аэрофлотом, проблем с багажом не было,даже разрешали бесплатно везти 2 багажа по 23 кг, поэтому на обратном пути мы не стеснялись с сувенирами и гостинцами. Также зможно добираться самолетом до Тбилиси (несколько дешевле) или поездом Батуми-Ереван.

Визы

Для граждан России визы в Армению и Нагорный Карабах не нужны. Но для посещения Карабаха надо оформить справку в МИД в Степанакерте или в представительстве в Ереване (возможно и в Москве). Одну группу без такой справки не выпустили из НКР. Правила въезда в НКР есть на официальном сайте.

Деньги

Денежная единица в Армении‑драм. Осенью 2012года за один рубль давали 13,1драма. Анализкурсов валют в интернете показал, что менять деньги выгоднее в Москве. По маршруту обменники встречались нам весьма редко, разве что в Ереване и Степанакерте.

Отношения с местными жителями

Жители как Армении так и Карабахаочень доброжелательны и гостеприимнык туристам. Велосипедист там скорее редкость. Большинство машин сигналитв знак приветствия, люди машут руками, часто приглашают в гости, угощают, готовы подвезти на машине. Однако бдительность терять не стоит: в одном из отчетов описан случай кражи денег под Арагацем.

Дороги

Армения и Карабах населены весьма неравномерно. Основные населенные пункты и дороги находятся в долинах рек, эти дороги покрыты неплохим асфальтом. Второстепенные дороги в основном грунтовые. В горных районах часто встречаются весьма хорошие грунтовки сенозаготовщиков и пастухов. Во многих отчетах описаны проблемы с большим количеством проколов, но, видимо, мы, начитавшись, были очень бдительны к колючкам и ни разу не прокололись.

Рельеф

Армения горная страна. И даже при самом простом маршруте крутить в горку придется не мало. Самая высокая гора Армении Арагац (4095 м.), на южную вершину (3900 м.)  которой многие группы совершают пешее восхождение от озера Кари лич Почти все группы хвастаются набором высоты около 10-15 тыс. м. Мы бы тоже похвастались, если бы писали трек.

Еда

Проблем с приобретением еды на маршруте нет. Запасы можно пополнить почти в любом населённом пункте. Также осенью есть множество спелых фруктов. Национальные блюда хорошо описаны в отчете []. Нас несколько поразило, что в Армении одним из блюд является рыба речная и озерная. Пробовать местные блюда лучше в небольших местных кафе подальше от туристических центров. Так самый вкусный шашлык был в Ванадзоре в шашлычной, где даже не было стола.

Вода

Армения и Карабах весьма богаты пресной водой. Имеется множество источников, озер и рек. Иногда вода может оказаться минеральной. Тем не запас воды хотя бы минимальный стоит возить с собой, особенно в горных районах.

Алкоголь

Местные действительно предпочитают вино и водку, причем российскую. Говорят, что коньяк подделывают и его стоит брать только на заводе.

Погода

По отчетам весной (май) погода не стабильна, периодически бывают дожди. Летом в долинах очень жарко, местные говорят 40-50градусов, поэтому мы поехали осенью и в общем-то не ошиблись.

В Армении 330 солнечных дней в году! Под дождик мы попали лишь однажды, ито, он шел не больше часа. Днем в долинах было около 20-30 градусов. Однако ночью особенно в горах весьма холодно. Часто вода в бутылках за ночь промерзала. Возможно, есть некоторый резон идти неделей или двумя раньше, примерно в середине сентября, так как один из чабанов утверждал что в 2011 году в конце сентября в горах лежало 20сантиметров снега.

Топливо

Леса в Армении весьма мало. Поэтому есть необходимость брать с собой горелку или печку. С горелкой есть проблема приобретения газа. Почему то в Армении не продают газ в баллонах, об этом писали в отчётах и мы в нескольких магазинах, спросив, его не нашли. Мы брали с собой мультитопливную горелку и заправляли её бензином на заправке. А также брали печку, на которой готовили в 90% случаев. Печка представляет собой стальной цилиндр немного шире кана с отверстием для подкладывания дров и отверстиями поменьше для поддува. Топить печку можно, почти что, всем чем угодно от сухой травы до кизяков (сухих какашек), как это делают местные.

Аптечка

Многие группы страдали от перееданияфруктов с непривычки. Также встречаются змеи и местные иногда пугают скорпионами, которых ни один велосипедист по отчётам не видел. Стоит быть готовыми оказать помощь обожравшимся и укушенным.И опять же – 330 солнечных дней в году – следует учесть и взять средства от обгарания.

Маршрут

Армения весьма богата природными, историческими и культурными достопримечательностями. Описание достопримечательностей можно найти в путеводителях [1,2]. Множество дорог, как асфальтированных, так и проселочных позволяют проложить маршрут практически на любой вкус.

Новое на маршруте

В селе Хндзореск, расположенном в 8 км к востоку от Гориса, в этом году построили навесной мост через ущелье. С западной стороны ущелья открывается прекрасный вид на весь пещерный город‑древнее селение, размещавшееся в пещерных полостях, естественных или вырубленных людьми в туфовых склонах и в останцах. Это селение насчитывает несколько сотен пещерных «помещений», а самому пещерному комплексу более тысячи лет.Чтобы туда попасть, надо сразу после въезда в Хндзоресксворачивать направо по указателю на некий туристический центр, а потом, чуть не доезжая до небольшой церквушки, надо свернуть левее и спускаться вниз в ущелье, откуда будет хороший вид на пещерный город и там же начнется мост на другую сторону к пещерам.

К монастырю Татев недавно построиликанатную дорогу, теперь не нужноспускаться в ущелье и подниматься из него.


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСΑНИЕ МΑРШРУТΑ

День 1.

22сентября. Автор Алексей Бузинов

 

Прилетели в 4 утра. Потратили порядка 2-3 часов на сбор велосипедов, переупаковку рюкзаков.

Примерно в 7 утра выехали. Проехали по улице сильно напоминающей Лас-Вегас к Еревану. Пересекли город, поели шаурмы, закупили продуктов. Дома, что находяться выше города, заправляются водой с помощью водовозки. Пока мы в кустах рассматривали засохшие дикие груши, остановилась одна такая машина с мужиками, и предложила напиться, нам разрешили и заправиться водой с собой)

Беседка с видом на Ереван. Мне он показался обычным городом. Ехали рано и мусор еще не успели убрать? Хотя склоны ж/д путей, которые проезжали, просто завалены мусором...
Серпантин до Гарни. Ереван, как и все города, в долине. В горы нужно подниматься... Домов заброшенных увидели всего пару штук.
Арарат, вдали... Наверное именно поэтому коньяк армяне почти не пьют. Название его задевает воспоминание об отрезаной родной земле...

 

Примерно в 14 были около храма огнепоклонников в Гарни. Посмотрели храм партиями. Половина людей смотрела храм, вторая спала в тенечке какого-то заборчика, потом наоборот. Местные фоткали спящих на айфоны, но других неприятных знаков внимания не было. Сам храм сильного впечатления не произвел – довольно небольшая каменная постройка с крутой лесенкой. Куда интереснее был вид ущелья за храмом, открывавшийся с его ступенек.

Гарни. В это время проводили репетицию для приема важных чиновников... Мужики бегали с копьями. Мы фотографировались, а один стоит на нас смотрит - и говорит: "это мое место". Не поспоришь - вокруг все с оружеем... Но под шумок, мы прошли бесплатно, хотя за вход,видимо, платят ... Вид прекрасен. И только некоторые камни храма помнят его уже тысячи лет. Самый старый языческий храм Армении построен просто в сногшибательном месте.

 

Хотели пожрать шашлыка в забегаловке недалеко от храма, шашлык был странен, а цены вполне «московские», что совершенно не характерно для Армении.

После еды, примерно в 17, поехали к храму Гехгард. Дорога заняла 1,5-2 часа. Храм успели посмотреть уже в сумерках. Интересная архитектура, а так же вырезанные в скалах кельи, и даже целые залы.

Взбирались вверх через деревни и даже не догадались купить фрукты. Как обычно желание пришло, когда все ушли в дома и ничего не купить... Эх вовремя бы приходили хорошие мысли))) Фото обратной дороги. Монастырь впечетляет своей суровостью. Мне запомнилась огромная метла стоящая в углу. Мало ли зачем она... Мы когда были уже поздно ночью испугались фантома, а оказалось это другая часть группы на втором ярусе...

 

Ночевать решили неподалеку от храма. Буквально в нескольких метрах от дороги под обрывом в тени сливовых деревьев есть множество столиков и мест пикника, одно из которых мы и облюбовали. Готовили на печке, топили веточками, которых довольно много валялось около столиков.

 

День 2.

23сентября. Автор Алексей Бузинов

 

Пожрали и вернулись от места ночевки в Гохт до поворота на деревню Гехард и поехали через деревню на перевал Спитаскар. Набрали в деревне литра по 3 воды (не уверен, что это было обоснованно, на верху множество ручьев, маленьких озер и арыков, но не факт, что их можно будет быстро, в случае чего, найти около дороги). Подъём начали примерно в 10.

Дорогу спросили у "козлика". Везде серпантин даже в селах. Все живут на своих ярусах. Фонтанчики переодически встречаются... Есть маленькие ГЭС, которые стоят рядом с истоком ручев.

 

Подъём по неприятной дороге: чередование практически плоских и довольно крутых участков не даёт нормализовать темп и стиль движения, приходится очень часто слезать с велосипеда, чтобы втащить его в слишком крутой участок подъёма. Покрытие дороги тоже оставляет желать лучшего – множество камней, как вкатанных в грунт, так и «живых» не позволяют чувствовать себя на дороге уверенно, провоцируют падения при использовании контактных педалей.

Через два часа после выезда из деревни увидели движущийся нам на встречуГАЗ-66. Начали мечтать о том, чтобы он ехал вверх, а не вниз, но наши грёзы были развеяны, когда мы осознали что его такой притягательный издалека кузов полон кизяков. Решили, что не очень-то и хотелось, и даром нам такой грузовик не нужен. Но мужик обещал что обязательно бы нас перевез через весь перевал хоть до самого озера, да вот только заправиться то он не может, гаи перед заправкой стоит.

Когда же он догнал нас на обратном пути через 2 часа, то все наши морально-брезгливые принципы были подавлены суровостью подъёма и жарой, и мы попросились в уже опустевший кузов. Нас подвезли до высоты 2800 – стоянка местных скотоводов, которые уже не первый день отмечали свадьбу кого-то из друзей-дальних родственников. Там нас выгрузили и предложили водки. Мы отказались, но проявили неосторожный интерес к местному самодельному сыру.
Рассказали что тут все в снегу бывает, да и сами они чего-то задержались так как снег со дня на день выпасть может. Про то как детей из школы на выпас забирают, а потом баранами прогулы закрывают. А помогать то надо семье.

Качели. Воды запивать соленый сыр не было, все запивали пивом как мужики, конечно после водки.

 

Через два часа, добив бутылку и пару килограмм сыра, мы продолжили подъём. Из-за приближения к вершине хребта и из-за высоты температура была намного ниже, чем при подъёме. Остаток подъёма до перевала занял примерно 3-4 часа – так как грузовик завез нас немного южнее перевала.

Переодически за нами гнались собаки, но видимо унюхав водку и сыр принимали за своих. Дорога не всегда шла в нужную сторону - мы срезали в нашу сторону по целине.
Иногда на довольно продолжительные участки... Под скудным земляным покровом не только гравий, но даже вулканическое стекло!

 

Возле перевала Спитаскар 3100 м. Мы всегда забирали левее при выборе... Дороги во всех направления. Собаки бегают не зря... Видимо все овцепасы в верховьях.
Вроде и перевал проехали, но все еще почему-то дорога идет вверх. Почему ей забыли сказать? Облака начали застилать хребты. Но спуск уже виден...

 

Через полчаса спуска разбили лагерь около каких-то заброшенных построек на берегу реки. Готовили на печке, топили сухой крапивой и кизяками.

На подъме после спуска наши ребята. Дорога идет по склону не спускаясь к ручью. Сбрасывать - всегда легко)

 

Итак, резюмирую: можно сделать вывод, что за один день преодолеть перевал Спитаскар без использования машин крайне затруднительно.

 

 

День 3.

24сентября. Автор Алексей Бузинов

 

К нам, после собак, подошел старик. Предложил позавтракать у него. Рассказал, что у него 2 вело-ов останавливались, но ехали наоборот...
Остановились посмотреть на переливающийся Севан. Переехали небольшой ручей.

С утра начали спуск к озеру Севан, дорога грунтовая, вполне приличного качества. Через час доехали до населенки с асфальтом. Еще через 2 часа доехали по трассе до самого Севана. Там искупались и сожрали хачапури, которыми нас угостили какие-то местные ребята.

Ниже сломалось на крутом спуске крыло. Маленькое водохранилище и спуск в деревню. В которой напились дешевыми соками в стекле, а Вадима угостили турецким кофе)))

 

Проехали вдоль берега еще примерно два часа. До Мартуни, там пожрали в кафе – очень вкусная рыба. Кафе находится по правую руку еси ехать как мы с севера за забором в виде частокола- вкусно и недорого.  Проехали еще 2 часа до поворота на Цовак и там заночевали недалеко от дороги. Готовили на печке, топили хвойными ветками.

 

По краям дороги высажен шиповник и облепиха, а до озера очень долеко. Какая красота! Заповедник для птиц, охраняют танками...
Без комментариев. И мы в нем купались, а вы? На другом берегу. Озеро от дороги закрывает широкая полоса посадок.

 

 

День 4.

25 сентября. Автор Сазонова Аня

Выехали с ночевки в 10 утра.

К руднику тянется жд. Нам посчастливилось встретить даже поезд. На мой взгляд асфальт конечно был, но очень давно. Жд справа

 

По хорошей асфальтовой дороге доезжаем до пос. Сотк. Там набрали воды и поехали дальше по грунтовке. Дорога шла с небольшим набором, до шлагбаума завода.Практически оттуда начался серпантин на перевал. Подъем окончили в 13.

Серпантин впереди и галочка - перевал Зод. Подъем на перевал Зод
Перевал срыли. Один из витков, но как оказалось, до него еще нужно посерпантинить.

 

Спуск по длинному и живописному серпантину.

Конечно вниз ехать без подъема невозможно. Отличная грунтовка ведет через разрушеные основания домов.
Гравии всех цветов радуги. Серпантин часто изрезал склон. В ущелье

 

Пограничники только в 15 км от перевала. Долго, примерно 1,5 часа, протупили около них, решая, на какой источник ехать. Остановились на попсовом варианте Джермаджур. Продолжили спуск по ущелью. Много живописных фотографий.

Каньон в долине реки Тертер Он настолько прекрасен, что выбрать фото очень сложно...
При остановках - шумно. Перекаты воды отражаются от стен. В туннеле был такой ужасный гравий с колдобинами. Просто диво!

 

Повернули с основной дороги на источники. Обнаружили по дороге к ним множество заброшенных садов и деревень. Проезжали через длинный темный вырезанный в скале туннель, в середине ответвление, выводящее на дыру в вертикальной стене ущелья. Проехали две деревни, во второй был магазин. На источниках выпили водки с местными, угостили; выпили вина с ростовчанами, угостили… Покупались в источнике, несколько горячих ванн, одна даже слегка фонтанировала. В 50 м от ванн находится родник с минеральной соленой газированной водой. Ночевка на источниках, готовим на горелках, много мусора и довольно людно.

Одни мужики. И достаточно чисто. Ночью кто-то приезжал, и стало засрано. Свиньи есть везде. Мы убрали.

 

 

День 5.

26сентября. Автор Сазонова Аня

 

Вернулись на основную трассу и спускаемся дальше вдоль реки Тертер по дороге. На другом берегу, примерно в 5-10 км от развилки, интересные развалины храма. Почти дикие. Едем до Дадиванка. Там в 12 часов. Осматриваем монастырь и жрём. Монастырь восстановлен и работы еще ведутся. Экспонаты лежат прямо на полочках.
Каньон восхитителен. Постепенно расширяется.
До Дадиванка крутой серпантин, с основной дороги монастырь не виден. Ремонт дороги таков: срывают склон ковшем и засыпают камнями дыры.

 

В 14 выезжаем от Дадиванка, продолжаем спуск в долину. По дороге много деревень, взорванный БМП. Впервые столкнулись с недоброжелательностью местных. Какие-то детишки кидались в нас камнями…

На обочине ели яблоки, сливы. Тетенька угостила собраным диким кизилом и дикой грушей. А потом в деревне Гетаван тресли зеленый орех и упражнялись с камнями и орехами. Сарсангское водохранилище, мы его видели через деревья до самого перевала.

 

Перед въездом в Дрмбон большой горноперерабатывающий завод. Пожрали еще раз за городком. Наглые овцы сожрали хлеб, непредусмотрительно оставленный на велосипеде, пока мы ели возле киоска в тени. От Дрмбона въехали на перевал по трассе на Степанакерт и заночевали недалеко от дороги на краю поля около Кишан. Там собирал дрова Армянин, он звал к себе домой, ему было очень неудобно, что мы будем ночевать в полатках, когда дом его близок, как он сказал, не по христиански это. Дал телефон, сказал чтобы звонили если что-то понадобиться... Готовим на печке. За водой мотаемся в ближайшую деревню.

 

Асфальт на перевал идет прекрасный. Эту дорогу "север-юг" строили на пожертвование всего армянского народа. На быстром спуске замерзли... Всю ночь что-то носилось в лесу. А наглый сверчок пищал над палаткой. Как только мы выходили его искать- замолкал и становился невидимым.

 

День 6.

27сентября. Автор Сазонова Аня

Все кладбища вперемешку, то армяское, то азербайджанское... Быстрый спуск. Асфальт уходит направо, а мы свернули за мостом налево в грунты.

 

Сворачиваем с трассы на Степанакерт через 15-20 км и едем вдоль реки Хачинчай к Алиаглы. Сначала зря выбрали правый берег, пришлось переходить в брод, так как основная дорога шла по другой стороне. Встречаем множество странных штук с надписями Zenith и газовыми баллонами.

Интересно что это? Ни один поход по долинам не проходит без такого брода...

 

Весь день дорога идёт без резких перепадов высоты. Проезжаем разрушенные заброшенные селения, заброшенное мусульманское кладбище. Поворачиваем в Максулду. Там же купили гранатов. Когда местные узнали, что мы не планируем брать 10 кило, предложили нам один два за просто так отсыпать.

На вершине массива впереди - церковь. Теперь по дорогам растет шелковица - какая же она вкусная, конечно в пыли, а кому сейчас легко? Все машины да плохие дороги - Армения бывшая СССР. Как нам сказал один армянин в предпоследний день: "те кто, хают СССР у тех нет сердца". когда жили, а не враждавали между собой... Слева купол азейбарджанской могилы.

 

По дороге посмотрели крепость Тигранокерт. Не поднимались к церкви, так как не было времени, но посмотрели раскопки древнего храма, неподалеку.

Во, наглый! В Агдаме же гранаты были маленькими и взорваными из-за отсутствия влаги. Заброшенный разрушенный город, вокруг много похожих деревень... Война - это страшное слово... Развалины, поздняя крепость же отстроена заново и превращена в музей. Вход бесплатный. Экспонаты - находки тысячилетнего белокаменного города с крепостными стенами. Все проходит - но память в потомках.

 

Заехали в Агдам.Это нежилой город, полностью разрушенный в ходе Карабахской войны. Можно посмотреть вблизи только пригороды. Там нет высоких зданий, множество заброшенных каменных однообразных одноэтажных домов без крыш. В самом городе стоит армейский патруль. Видимо там теперь проходит погранзона. Когда мы подъехали близко, оттуда выбралась машина с бойцами. Они потребовали документы, и выясняли, как так получилось, что нас никто не предупредил, что сюда нельзя. Заставили показать фотографии на камерах.

Вернулись на трассу и поехали в Степанакерт на перегонки с тягачом, везущим танк. По краям дороги много подбитой бронетехники и дотов. Чуть позже это сменяется гранатовыми садами.

Разрушенные дома когда то были полны жизнью. Слева дот, единственную дорога. Тот кто держит пути - всегда сильнее.
Повсюду остатки военной техники, так же как в остальных местах старых кузовов от автобусов и тп, из них даже загоны и заборы делают. И ничего, что объемные - главное бесплатные. Деревьев ведь нет. Периодически встречаются бочонки HаLо TRUST- знаки о разминировании на какой-то радиус, на которых указывается сколько было найдено мин.

 

В Степанакерте оказываемся в 17 30. Успеваем в МИД. За час оформляем документы, для прохождения границы, сильно задержав милого товарища, который с нами работал. Ночуем в гостинице, жрем в общепите.

 

День 7.

28 сентября.Автор Базильян Вадим

 

В 8 утра выехали из Степанакерта по объездной дороге в сторону Гориса, который находится уже на территории Армении. За мостом через реку "Карин Так" было принято решение ловить машину, так как дорога уходила вверх, а трафик на трассе не хилый. Погода тоже шептала,нас поливало дождиком. Достаточно быстро застопили грузовик, который поднял нас до Шуши. Там водителя остановили гаишники, увидев велосипедистов в кузове. Но, посмотрев на нас, отпустили. Водитель сказал что едет и дальше в сторону Лачина-Бернадзора. Ну и мы тоже поехали, трасса же. Но скоро я уже пожалел что мы едем не своим ходом, трасса вилась вдоль глубокого ущелья на пер. Лысогорский, здесь очень красиво. Грузовик довёз нас до монумента недалеко от Бернадзора, а там водитель говорит: "давайте я вам церковь красивую покажу!" Мы согласились, и он поднял нас в горы к посёлку Егцаок, откуда возил песок. Там мы посмотрели на красивую церковь и старые пещерные дома. Оттуда начали спуск. В скором времени пошёл дождь, и мы укрылись под навесом заправки.

Дед с бабкой символ Карабаха. Дорога, на правой вершине церквушка. Народ в нее ходит. Тети уходили, а школьники большой гурьбой заходили, или зашли, чтобы нас поглазеть?
Крутой серпантин, грузовики периодически с песком и без. Проехали 1 пещерный город на той стороне каньона. Тучи все капают...

Переждав дождь, мы отправились дальше.За рекой Акера спуск закончился, и мы снова начали ловить машину. Отчаявшись что-то остановить, поехали своим ходом, но скоро удача нам улыбнулась и нас подобрал военный автобус. Границу с Арменией пересекли на автобусе, который даже не остановился около пограничников. Доехав до монумента на перевале границы Карабаха, мы пересели снова на велосипеды.

На перевале фото с треугольника. Массивы карабаха справа, там где-то та самая церковь в НКР.

 

В скором времени доехали до г. Тех, где полюбовались на огромное количество пещерных домов, плотно переплетенных уже с новыми постройками. Дальше наш путь лежал к посёлку Хндзореск, на окраинах которого мы и заночевали.

Тех. Начало пещерного города.
Чабаны погнали своих овец в стойло. Почти все собаки заняты этим. Но вот лентяи псы - гоняются за велосипедистами. Заправка - их дом.
Закаты, опять хочется в поход. Отчеты - дело хорошее... Промозгло вечером. Ночевали на поле за поврежденной колюч. проволкой.

 

День 8.

29сентября. Автор Базильян Вадим

 

Собравшись с утра, отправились на поиски пещерного города, который находился рядом с поселком Хндзореск. Местные жители никак не могли понять, что мы тут ищем, и поэтому не могли объяснить, куда нам идти.

Проехали вспахоное поле, усыпаное фиолетовыми цветами. На правом берегу есть даже сейчас используемые пещеры.

 

Но все сложилось очень удачно, и мы, оказавшись на правом берегу оврага, увидели великолепный вид на старинный пещерный город. Если бы мы подъехали с другой стороны к городу, мы бы даже его и не заметили внизу оврага.

В пещерах есть тандым и окна. Они очень похожи на наши квартиры. Некоторые имеет похожие планировки в несколько комнат. Вид с навесного моста. Просто сногшибательный. Хорошо, что есть поручни у моста.

 

Перебравшись через овраг по недавно построенному навесному мосту, мы оказались в самом центре древнего поселения.

Мы перешли на другую сторону и оставили велы около моста, решив что люди врятли захотят их переть наверх. Мы били правы. Чудо-ягода, кустарники которой мы постоянно видели, в этом году, как сказали местные, уже не успеет поспеть. Только иногда мы встречали черные ягоды. Переред Агдамом были самые спелые.

 

Оставив велосипеды, отправились изучать окрестные пещерные дома, среди которых обнаружилась большая церковь.

 

Церковь внути разрушена, но свечи горят. А по стенам скользят огромные улитки. В потайных уголках, бьют родники с вкусной водой. А вокруг много плодовых деревьев. Мы наелись слив, попробывали грецких орехов и шелковицы. А инжир, видимо слишком маленький и плодов пока не дает.
Периодически встрещаются большие поляны. Большая часть домов уже засыпалась ползущими склонами. К большенству пещер вход порос огромными кустами крапивы, да и не забраться туда никак - тропы давно нет... Природа хоть в чем-то берет свое. Но основное разрушение дало, конечно, прокладывание грунтовки к ручью внизу ущелья.
Как нам рассказали, именно из-за таких тропинок над обрывами и частых туманов древнии люди сохраняли скот и себя от набегов кочевников. Это уже потом появились широкие автомобильные дороги даже в старом пещерном городе. Сумеем ли мы что-то сохранить в первозданном виде через пару веков, или хотябы десятков лет? Задумайтесь об этом, в силах каждого человека следить за собой.

 

 

Тут есть остатки и от "новодела" - каменных домов. Наши подъемы вверх прерываются лазаньем по пещерам.
Тут прекрасный вид, и только приглядевшись, можно разлечить черные точки в склонах, утопающих в зелени. Вид на половине подъема к Хндзореску... Ну и названия! Еще одна церковь.
В домах есть даже панорамные "окна" на ущелье с другими домами в противоположных склонах. Сейчас некоторые пещеры - это сеновалы.))) Вид с обитаемого домика хобитта с вышкой, торчащей из него. А в него забираться нужно по лесенке, но деревянная дверь была закрыта))

 

Дальше наша дорога лежала обратно вверх к Хндзореску, а оттуда в Горис.

Вот такая вот архитектура встречается. Наверно с такого балкона когда-то высматривали пастухов со стадом...
Покатили к Горицу. Практически в Горице. На всем пути в ущельях встречаются причудливые формы выветриваний.

Разместившись в миниотеле, отправились на экскурсию в монастырь Татев. До подъёмника добирались двумя группами автостопом. Мужичок, подвозивший нас, сказал что едет до самого Татева, и может нас туда и подвезти. Мы отказались, сказали что поедем на "крыльях Татева", и я сейчас думаю зря. Так бы мы с ним увидели и все великолепие каньона снизу без необходимсоти плестись по серпантину вверх.

Когда мы зашли в цековь второй раз, там тихонечко плакал свещенник. Конечно облик церквей очень отличается от православных. Колонна, по преданиям, во время землетресений она устояла, так как постоена на шарнирах. Это видели захватчики, и повернули назад. Какое-то время здесь была академия. И общежитие находилось в конюшнях, как гласит табличка. Здесь есть музей, но он в турне.

 

Просто понравилась эта фотография. Собор скорей всего восстановлен, так как он его стены слишком гладкие. Хотя есть и в них части камней со страрыми шершавыми письменами.

 

 

Часть келий и помещений осыпалась, часть, как эта, сохранилась хорошо. А раньше здесь жило большое количество людей. И была даже маслобойня. (Сейчас отстроили заново) ТАКИЕ виды открываются с балконов на обрывистый каньон, в котором шумит водопад. А со сторны и не скажешь, что Татев стоит на краю обрыва. Вид с подъемника такой- что фото не передаст и его части.

 

Пока ехали на подъёмнике, оглядывали все окрестности, а там есть на что посмотреть! Особенно красивым казался спуск серпантинный в сторону Татева, а вот подъём почему-то не так радовал глаз. Монастырь оказался очень интересным, мы кажется посетили все потаённые уголки ‑ полазили по всем катакомбам. Сев в последний воздушный трамвай, отправились обратно в Горис, где и заночевали.

 

 

9 день

30 сентября, автор Казакова Ксения

 

Выехали из Гориса, едем по асфальтированной трассе. Быстро по серпантину набрали высоту, и потом уже ехали вверх с очень маленьким уклоном, почти незаметным. Потом были хороших 2 или 3 спуска вниз. Летели с очень большой скоростью. И как же классно, что нам не пришлось преодолевать всё это вверх…

 

После выезда из Горица пропали деревья. Но в одном из садов дед успел таки нарвать нам горсть грецких орехов. Спуски чердовальсь с ровным асфальтом. Но асфальт как асфальт. Фоток нет смысла вставлять много.

 

 

На перекрестке повернули налево. Сегодня мы планировали посмотреть Мегалитный комплекс Зорац Карер «камни силы», возраст которого оценивают более чем 7000 лет.

Это каменная обсерватория построенная, видимо, очень-очень давно. Сначала свернули налево от дороги – но как оказалась – все эти несколько камней просто работы студентов исторического факультета… А все настоящие древности находятся справа в метрах 500 от дороги. Как раз с той стороны дороги стояли пустые микроавтобусы. Нам очень повезло, потому что все туристы шли уже обратно к ним.

Камни действительно очень старые и, видимо, чтобы не украли, пронумерованы. Большинство со временем завалилось, отверстия для наблюдений некоторые уже не круглые, некоторые без краев. Чуть поодаль, что-то типа огромного дольмена с завалившейся крышей, но не из 1 камня а из очень многих пластов… Когда смотришь на такие вещи, все время задумываешься. Почему мы до сих пор верим, что произошли от обезьян. К сожалению, все стенды, на которых должны быть описания без них. Видимо либо не установили еще, либо их отсутствие заставило пронумеровать камни на всякий случай.

 

Вот она природный материал! Стоит себе и стоит:) Мегалиты

 

Продавцы экскурсии в будке угостили нас арбузом и попутно рассказали, что на водопад, который мы хотели посмотреть в 5 км на реке, нет смысла ехать. Продемонстрировали нам фотографии и сказали, что 15-20 лет назад построили плотину‑ и все, воду теперь держат. Предложили съездить на ГЭС оплатить и попросить, может быть смогут пустить чуть-чуть, но это будет жалкое подобие. Зато сказали, что стоит съездить на петроглифы. А это озеро на перевале Верблюда. Но набор достаточно большой, именно потому мы отклонили эту достопримечательность в изначальном плане… Но теперь обоюдно решили, что стоит съездить – а то вдруг что еще придумают – и петроглифов уже не будет. Могут и по музеям разобрать: 7 тысяч лет‑ это срок!!!

Вернулись обратно к перекрёстку, чуть-чуть вернулись назад по дороге и свернули направо в деревню. Поднялись по раздолбанному асфальту, до деревни, на поилке наполнили все бутылки и еще парочку – нам их выдали в магазине, закупились в нем же на 3 дня… Там же мы купили сыр, если мы раньше думали, какой же он соленый,то этот был апогеем: 600 грамм мы ели дней 5 потом. Нужно съесть и, прям с неохотой, «ну давайте…».

 

Обратите внимание на дверную надпись: "сделано в СССР". Деревенский клуб справа пустует. Ну конечно не совсем: имеется перевернутый рояль и поставленный на тормашки бильярдный стол (вполне сносного вида). Где-то в далеке осталась Сисианская ГЭС, сооружение которой привело в исчезновению красивейшего водопада Армении.

 

А потом начались волнистые подъёмы по грунтовым дорогам, в основном укатанная земля. Но достаточно часто встречаются промежутки с каменным покрытием. Все время то подъемы, то спуски на/с ложбин. Так как мы были после обеда, то навстречу нам попадались уже большие гружёные сеновозки, и трактора, побряцивающие плугами, забирались в траву давая им проход…

Как хорошо, что с собой мы взяли воды на две готовки. Не понятно как они пашут, так много крупных камней на поле.
Подъем на Синюкское нагорье Углубление к ручью, который видимо уже давно высох.

 

Проехали какой-то домик на колесах и добрались до фермы, на которую нам указывали местные жители, но оттуда дороги не сильно накатанные были, или мы ошиблись, и имели ввиду они фургончик снизу. В общем, поилку мы нашли, но где вода включается, не нашли; побыли там, проверяли и ту и другую дорогу. Все не накатанные. Пособирали дров, которых кстати сказать было очень мало. Все щепочки подняли… и поехали вниз, так как заметили, что там внизу спускаются сеновозки с правого склона причем уже 2й раз – значит и нам туда. Пришлось сбросить метров 200 до того фургона и поехать теперь по этой дороге.

Сено собирают только на ровных площадках. А их не так много. Земли не так уж много - поэтому даже кустов не встречается.
Что-то дымило весь день на склонах. Отсюдо видно водохранилище. Вечерело. Тени от гор начили нас закрывать. И заставили приодеться.

 

И вот тут то наконец мы увидели пустую сеновозку, которая ехала вверх. Ну мы конечно на нее вписались. Проблемно было конечно на ней ехать, так как у нее не было бортов, только плоская платформа. Мы привязали веревками велы к кабине и держались за них сами, чтобы не улететь на кочках. До самой темноты поднимались как можно ближе к перевалу. Теперь уже без качаний, а просто вверх, хоть хорошо, что без сбросов. Когда уже практически ничего не было видно, а только слышно, там тоже были люди. Оказываются, они вяжут и связывают стога даже поздно вечером. Какого это было наблюдать их с огромные вилами в 2 раза больше роста человека… Хотя мы бы на их месте тоже схватились за что-нибудь при появлении велосипедистов в ночи.

В общем, так как косят траву в основном на ровных местах, мы решили там встать. Они все убеждали нас спускаться, причём, «мы-то привыкшие не раз так ночевали, а вы…»

Причем, оказывается, они там спят прям в сене. А нам говорят, возьмите и палатку засыпьте, так теплее будет. Указали, что где-то там впереди перед перевалом есть источник – там они воду и набирают, но знал только один где он точно, а остальные нет…

Из-за малого количества дров решили перекусить и лечь спать. Холодно, уже в палатке кривились, но ели тот самый сыр, параллельно смотрели карты.

 

10 день.

 

С утра морозно, выпал иней. Люди куда-то испарились, зато в предрассветной дымке материализовался  трактор. Так как дощечек и веток привезли очень мало с собой, бегали – собирали экибано. Один из видов высоких цветов оказалось отлично горит.  Пока готовили завтрак, слили чуть-чуть бензина из трактора в горелку, а так как в горелке осталось только половина бензина. Как оказалось потом – видимо это было солярка, зачем только перемешали. Горелка больше не работала…

 

Мы носили целые охапки цветов дежурному в ответ - он накормил нас кашей! Какое прекрасное начало дня!

 

Начали подъем  к перевальному взлету. Постоянно выглядывали тот источник воды…

Черная точка на другом склоне - это трактор рядом с местом стоянки. Перевал прямо по курсу, а дорога как петляла так и петляет.
На подъезде к перевалу. В поселке говорили, что где то здесь ходил медведь. Жалко, что дикие животные только исчезают везде.

 

Перед самым взлетом, шли по зеленой траве до курумника, но воды так и не было. На взлете словили замечательное эхо и накричавшись – поднялись на перевал. Дорога с поворотами, камнями, огромными колеями.  Почти на самом перевале был колодец, в который были спрятаны трубы с разводкой. (Трубы периодически шли под дорогой, но они были без воды.)

Казалось, что после каждого поворота мы окажемся на перевале:) Вид назад.
Слева в основном трава, а справа, насыпи камней. На которых и выбиты петроглифы.

 

 Взобравшись на перевал долго не могли найти озеро Иштакар. Оказалось оно не совсем под пиками, а через «футбольное поле» и насыпь камней. Пока искали озеро, уже увидели первые рисунки на осыпи камней. Озеро оказалось на самом перевале над курумниками, из-под которых когда-то тек ручей.

 

Петроглифы – это выбитые на камне изображения, животных и человека и каких-то других существ. Здесь, как нам сказали в будке – им 7000 лет. Удивительно что заставляло человека подниматься в горы, если вся история говорит, что мы пришли с моря… и рядом с озером, кстати никогда не высыхающем, как другие и рисовать… Животные: медведи, змеи, огромное количество баранов, черепаха, но кажется она дорисована позже), пантера (но к сожалению ее мы не нашли, хотя в путеводители ее изображение есть). Процентов 30 камней сколото – видимо разобрали по музеям и в домашние коллекции, жаль что так делают люди… На некоторых есть еще и современные надписи – 80 годов. По поводу людей, их много, если пальцы прорисованы все на руках то к удивлению у кого-то пять у кого-то шесть, много и обнимающихся людей! Причем рисовали они даже медузы, хотя моря в Армении поблизости нет… И увидели объект очень похожей на земной спутник, круглый и с тремя ножками!!!

  Трудно было оставить все эти картины древеней жизнь, но пришлось...

Осматривали петроглифы порядка двух или трех часов, пообедали, сфотографировали хорька, который нас совершенно не боялся, подбежал на расстояние вытянутой руки, но как только поймал мышь – пропал. Набрали воду из озера с собой, она совершенно чистая и прозрачная, пили так. В это время приехали 2 иностранки с водителем на пикник. Уезжая, гадали, приехали поесть или все же петроглифы осмотреть… У водителя спросили – он сказал, дороги дальше нет…

Мы тогла забрались на взгорок перевала дальше и траверсировали склон, спускаясь в долину.

Удивительно, земля на склоне чередуется с каменными осыпями. Но если это земля, то она вся испещрена норками мышек. Но не приваливается под ногами. Спустились вниз на заросшую дорогу. Преодолев пересохший ручей. Затем свернули с нее левей, и поехали – пошли, у кого как зад настроен был ближе к склону…Все же пришлось поносить велосипед по курумнику…

Спуск от озера Ухтасар Удивляет какие огромные геометрические фигу складывает природа.

 

 Опять вышли на слабую дорогу по которой доехали к почти пересохшим озерам, рядом с которыми есть огромный забор из сложенных камней.  Едем на еще 2 озера и к вулкану.  Дорога опять пропала. Справа на склоне остался одно недавно использованное стойбище.

В долине легко потерять счет времени. Может поэтому П остались? Пересохшее озеро... На склоне впереди ровный выход камней.
Вид на Ухтасарсар с которого мы спустились. Мы забрались на вулкан слева, а повернули к озерам направо.

 

В ближнем озере вода имела розовый оттенок, из-за кишащих там рачков. Но пока это заметили – половина успела попить. Жалоб потом не было. Да второго не дошли…

Спуск к озерам. Как всегда фотографы в позе. А потом не знаешь какое фото вставить.

 

Дорога к озерам и от них идет хорошо накатанная, наверное потому что валяются косточки барашков… Странно, но мусора не было видно.

Поехали по хорошей грунтовке дороге обратно в сторону вулкана.  Перед самым спускам – оставили велосипеды и взобрались на кратер. Потрясающий вид, у кратера осталась только одна стена, на которую мы поднялись, с одной стороны – равнина с травой, а с той, куда ушла вся лава – лавовые поля, простирающиеся далеко-далеко… Около часа ушло на вулкан – и мы поехали дальше…

 

Когда мы забрались на вулкан оказалось, что есть только эта сторона. Вид с потухшего вулкана на лавовые поля

 

Очень красиво. Но как же тут была жарко когда-то..." лавы Армении имеют молодой возраст (от нижнетретичного и до четвертичного)" Оба эти периода в Кайнозойской эре, которая длилась 65 мил. лет. Самый молодой этап четвертичного периода - голоцен закончился 10 000 лет назад. В галоцен Homo sapiens расселялся по всему миру. Три тысячи лет думал, что же все-таки нарисовать, а потом начал воять петроглифы:) И это очень хорошее качество: семь раз отмерь один отрежь. Тем более что тогда еще не были на столько развиты орудия труда, которое сейчас уже превратились в орудия лени.

 

 Окрыленные наличием петроглифов на озере, и старых-старых стойбищ вблизи дороги, мимоходом разглядывали камни… И древние люди сделали нам подарок -  нашли еще камни с изображениями. Быстро их осмотрели, так как первые из-за своих песен не услышали наших криков и укатили вперед. И поехали вслед за ними. В этом месте, кроме стандартных, были олени и странный рисунок дома, квадратного блочного дома с человеком внутри…

 

Поверхность внизу кажется ровной, но почему эе возникают качели?  
Пока Дима фотографирует пейзажи, а я дорогу) Впереди Сисианское водохранилище

 

Дорога объезжала осыпи камней, траверснула склон и опять начались качания…

 

Каждый высохший цветочек светился в заходящем солнце... На стоянке мы даже нашли живые шапки тысячелистника, который и пили так как чай наш, оказалось, закончился. Какие же закаты бывают в походе. Жаль, что на "гражданке" (хм, очень понравилось недовно услышаное слово), мы мало что замечаем вокруг, или не обращаем внимание все время спешим.... Хотя, лучше поздно чем никогда. Просто заставте себя потормозить и насладиться моментом.

 

С закатом встали на поляне рядом с дорогой, уже когда стемнела километров с семи увидели трассу прям под нами… Готовилось почему-то долго, хотя мы по пути нашли хорошие стопки палочек, которые, расщепляли и жгли… Сверху звезды, круглая луна и далеко огонечки… Но мы ушли спать, так как стало очень холодно и завтра рано нужно было вставать.

 

День 10

1 октября. Автор Казакова Ксения

 

С утра быстро сбросили высоту, по таким же качаниям. Поймали клеща, не нужно было стараться высмотреть петроглифы в огромных зарослях крапивы рядом с камнями… И умылись в настоящем фонтане. Слева от дороги прорвало трубу, от переливающихся на воздухе капель появилась радуга, но ни золота не петроглифов под ней не нашли, зато водные процедуры))) Хотели сообщить в посёлке об этом, но потом как-то забылось…

 

Вставь хоть сто фотографий - все равно простора вокруг не отразишь.  

 

До дороги по велокомпьютеру с места стоянки было 9 км. Дальше продолжили движение по асфальтовой трассе. Из интересного – рядом с ней много было военных вышек связи и огромные стога сена, сложенные пирамидой или другими причудливыми формами. Они были в 2 раза выше домов… Стада, видимо, все еще в горах. Но еда на зиму уже готова, везёт с хозяевами…

 

Хороший асфальт, солнце, паук который прицепился к перчатке. Надеюсь он совершил приятную посадку. Хочется верить, что семь тысяч лет назад, видели те же же пейзажи художники по камням, а еще очень хочется чтобы и через 7000 лет все осталось как тогда. (А то ведь китайцы совсем переделывают свои ланшафты в соответствии со своими потребностями.)

 

Преодолели перевал, причём с той и с другой стороны на перевале были колонны, на одной колокол,на другой девушка, к нему тянущаяся. Там продавали кучу фруктов, но цены на них нам говорили в два раза выше, чем где-либо вообще… Хотя останавливающиеся машины там закупались.

Дальше был отличнейший спуск с зебрами отбойниками и резким траверсом склона, очень быстро мы спустились до долины с деревьями… Омрачали только груды мусора за отбойниками на крутых поворотах, где явно останавливаются все выпить, поесть и поглазеть на красивую долину…

 

  Одна из картин этого утра. Это же видел древний человек. Только вот взгляд его был почетче - наверняка бы приметил дороги и дома. А мы , а мы не видим и хорошо) ну или плохо, зрение нужно тренировать!

 

В первой деревеньке, купили у бабульки пучки чебреца, у них это трава называется сенча,‑ нам очень понравился чай из неё (урс) в одном из кафе.

А потом чуть дальше свернули к магазинам перекусить. Их тут не так много для выбора. Пока закупались на перекусы в одном, во втором предложили пожарить яичницу и чай. Мы согласились. Хорошо пообедали. Только вот сделали нам каждому только по 1 яйцу, как-то мы не предполагали, отвечая на вопрос «вам по порции?»–«да»… Мыли руки в цветущем палисаднике. Иногда думаешь, как могут жить люди: маленький домик, в котором магазин, с одной стороны дорога, с другой стороны крутой склон и вид на долину и цветы по щиколотку под ногами…. А на склоне фруктовый сад, неудобно конечно собирать, но что поделать, видимо, поэтому краник у них не закрывается… Полив включен всегда…

Потом уже был спуск не такой крутой, ехали уже где-то рядом с рекой в основном по правому берегу, и далеко уже не было видно – высокие деревья. Кто-то ехал перед грузовиками, кто то после дышал выхлопами, но примерно с одной скоростью, только вот на крутых поворотах все отормаживались, встречных машин мало…

Через некоторое время дорога вошла в каньон выветриваний, этот промежуток длился совсем не много, километров 5-7, но на нём, часто приходилось фотографировать, еще чаще останавливаться и практически постоянно совершать вращательное движение головой… Все эти фигуры меняются ежесекундно по песчинке, и год от года выглядят по-другому… Это просто завораживает… но, к сожалению, это не дюны Сахары, струясь вниз, вряд ли когда-то даже ветром смогут вернуться обратно, только вниз…

Создается ощущение что кто-то специально предал такие формы камню Сидел, сидел. скучно ему стало, и он давай стоить замки из песка!

 

В зелени, слева от дороги, мы если бы часто не останавливались не нашли,  спрятавшуюся в зеленее скалу с разломом, река разбила стоящую скалу надвое, и она поросла мхом с идеально гладким ровным разломом посередине. Несколько машин, видимо, из-за того, что периодически стояли, предлагали, погрузится в легковушку и поехать, но мы всем говорили, что нас много и другим будет обидно, а так зато можно больше увидеть, стоишь и смотришь… Мост, вода журчит в воде. Отблески солнца в ней и в листве… И эти изменяющиеся скалы..

 

День 11

2 октября.Автор Казакова Ксения

На сколько мне известно, это был тот же день!

Как только доехали до поворота на Джермук, сразу же начался подъём по долине реки… Красивый вид: отвесные скалы в узкую долину, сверкающая бурлящая вода, зелень, сухая трава на 30 метровом невспаханном поле вдоль дороги… Картину портят только ЛЭПы ‑цивилизация, откуда берётся столько электричества? Мы видели огромное количество электросетей, много разводящих станций. Но где всё же, оно производится? Армения даже поставляет свое электричество в Иран в обмен на газ…

Крутой траверс склона, но после этого короткого участка, дорога уходит на широкую полку и уже практически не набирает до следующего подъёма.

Эта дорога построена относительно недавно. Справа, если подниматься по ней, срытый склон, слева обрыв и река… Раньше видимо все ездили по дороге идущей по правому берегу реки внизу в долине. Видимо, спуск к ней далеко внизу. По ней тоже замечательно было бы проехать – 50 и 100 метровые отвесы были бы тогда с обеих сторон. Но, судя по тому, как двигаются там редкие маленькие Жигули, на ней очень много выбоин… Верхняя же с хорошим асфальтом.По пути возле нас остановился ещё один местный житель, он, оказывается, нас видел ещё утром, когда ехал в другую сторону к родственникам, он побыл в гостях и уже возвращался… Человек остановился просто нам сообщить, что нам немного осталось до Джермука – максимум километров 15, и уже затяжных подъёмов практически не предвидится… Предупредил, что мост в Джермуке закрыт для машин, а мы можем на веле там проехать, поэтому не должны обращать внимание на указатели. И, пожелав удачи, поехал домой, армяне очень приветливые)

Мы также делали остановку минут на 30 посмотреть «орган» на скалах

 

Все горы этой долины имеют такую структуру – мы уже второй раз подходили к краю обрыва, оставив велосипеды возле обочины. Здесь, практически рядом с дорогой, было затеряно в траве большое азербайджанское кладбище, основания все сохранились. Сами памятники разрушены, или разрушились со временем, но место родные выбрали просто замечательное… Здесь, глядя на освещенный солнцем склон, на структуру почвы, мы, только присмотревшись, заметили водопад, только по темному пятну, оставляемому на камнях водой. Когда потом дорога нас привела к тому месту ‑ это было одно из немногих мест, где почему-то поилка не работала… Чтобы умыться, кто-то спускался, пробираясь по зарослям, к самому ручью…

Ещё резко поднялись на вторую полку, здесь вдоль дороги недавно посажены саженцы в честь чего-то. Только треть из них еще жива, а сколько останется потом? Видимо красивую акцию провели ‑ и поливать-то никто не стал… В Армении много где есть посаженые вдоль старых дорог кусты облепихи и шиповника, причем дают оба растения огромное количество плодов. У шиповника они иногда такие гигантские, и иногда лопаются как минигранатики… Но сажали их давно, и поливали, видимо, раньше намного чаще.

IMG_7654.jpg

Где-то на промежутке пришлось разделиться, пока мы отдыхали в тени шиповника (видимо сильно перегрелись на солнце), другие ждали у поилки на кладбище. Оно возвышается у самой дороги сверху поселка… Потом был совсем не большой подъём, проехали памятник яйцу и уже с прохладой мы начали спускаться к Джермуку…

Закат был очень красив, отсутствие машин на спуске давало возможность смотреть назад. Хотя в этом не было нужды – впереди отличные тёмно-синие горы, синие небо в дымке и розовые облака… Сбоку, слева, посёлок и чёрное большое озеро, горы, серая дорога, на которой мы одни… Рядом возникает армянский храм, как же он своей простотой, суровостью вписывается в природу… Кажется, он сам поменял расцветку в соответствий с окружающим пространством... Тихо, воздух начинает к тебе прилипать все сильнее и сильнее, чем ближе мы приближаемся к городу…

С каждой минутой становится все темнее. Из стоящей машины поступили непристойные предложения, все меньше нормальных людей осталось на улице… Нужно быстрее найти свой дом на эту ночь… На протяжении всего пути от того городка да нашей цели справа идет посаженая широкая полоса деревьев, в которой можно было найти приют, но так как там уклон, не стали пробовать это делать, хотя, если попытались бы свернуть по съездам, наверняка, что-либо было. Слева только поле с домами и маленькими садиками – там не встанешь, еще, может быть, можно было бы под дорогой снизу, где насыпь бы скрывала нас от взоров с дороги, а деревья от домов… Но мы ехали дальше к водам…

Город разделен на 2 части большим каньоном, здесь он уже сузился, стенки расходятся только метров на 50-70 друг от друга… Есть два моста – один находится ниже, на него нужно спускаться и подниматься, а другой, который на ремонте, соединяет верхний уровень города, именно по нему мы проехали, остановившись на пару минут посмотреть вниз на реку и стены. Но обрывы уже плохо были различимы…

Выехали к пруду, а за ним открытые балконы с краниками. Вода на вкус одинаковая, но разная по температуре – видимо отапливают дома… в основном все наливают горячую –53 градуса. Это знаменитая питьевая галерея Джермука.

Успели у собирающихся торговцев купить магнитики. Все опустело практически за 15 минут.

Тихо, хотя люди есть. Только потом, поселившись в гостиницу и погуляв, заметили, что же ещё не так – тут чисто, тут есть мусорные баки и по обочинам ничего не валятся. Наша гостиница была переоборудована из универмага. Взяли два номера, нам достался большой двухэтажный номер, хороший с советской обстановкой (с гостиной внизу, и только с кроватями на верху) и дыркой в полу у душа, у других был одноэтажный, но уже переделанный под евро, с подсветкой и т.п… Но как же кажется милее в том, в котором жили мы, приятно очутится именно в такой обстановке, но армяне, имеющие деньги, тоже все тянутся к западному, насмотревшись телевизоров, может быть, и некоторые гости. Но шарм, это очарование, другая культура, зачем? Оставили бы себе эту изюминку. За все это мы заплатили 400 или 500 рублей с человека, адрес, пожалуйста, запросите отдельно… Всё потому, что со второго октября поменялись везде цены – сезон уже закрыт…

Долго искали кафе, чтобы поесть. На улице ни одного человека, только старые дома. Фонари и окна проливали свет на ЧИСТЫЙ город… Все три кафе, что в нём нашли находятся далеко от санаториев, о них узнали только в магазине, у певца, который пришёл купить поесть из этого кафе… Странно, не кормят их там почему-то. Это оказался ресторан, с соответствующей обстановкой и ценами… Бараний шашлык вкусный, но его слишком мало было…Посидели хорошо, но как-то тихо… Устали, может и хорошо сделал участник, что прогулялся с нами, а потом пошел домой. Ни души не встретил, но какая, сказал, архитектура и памятники, как идёшь по тропинке, проложенной в текущей под ногами воде…

После забрались в большую гостиную, смотрели карты и жпс, думали про следующей день, открыли бутылку вина, ещё раз поели уже около 12 ночи… Ресторан забрал время, хорошо, что еще успели закупиться на два дня и завтрак при заселении, магазины уже закрылись на обратном пути… Какой же был прекрасный дешевый шашлык в забегаловке, где мы оформляли пропуска в НКР…

 

 

День 12

3 октября.Автор Казакова Ксения

 

Когда мы уезжали из гостиницы, нам выдали каждому по пакетику с 3-4 яблоками на прощание, мы еще заехали за 2 краковскими колбасками – и в путь. По дороге взобрались на соседнюю улицу, в городе свернули налево, как подсказали ремонтирующиеся водители и траверсом полезли в гору вместе с дорогой. Ни о каком асфальте речь не шла, как только мы свернули с главной улицы…

Поднимались и все время смотрели на город, сейчас он выглядел как игрушечный, трехэтажные старые сталинские дома, утопающие уже в разноцветных деревьях – осеньсовсем еще тёплая, и деревья пока с пышной шевелюрой. Каньон реки настолько огромен, что его стенки видно даже сейчас, хотя как только мы поднялись на плато, все скрылось за обрывом. Тут уже не было деревьев, и только небольшие качаниядо гор впереди… Зато как же сверкала дорога! Казалось, что это именно по ней должны ступать брильянтовые ноги… Как хорошо что был солнечный день, и все искрилось, у жителей Джермука, видимо, какое-то время не принимали стеклянные бутылки (в Армении, очень много напитков продаются в стеклянной таре, причем у каждого магазина стоят отдельные ящики, где посуда сортируется и сдается… Уже в последний день похода мы ели такой шашлык и запивали газировкой одной марки, но из разных по форме и цвету бутылок). И горожане застеснялись перед туристами, хранить эти огромные батареи стекла, и повезли их бить на эту дорогу. Мы рассчитывали утром что сегодня поломим как на сюникском нагорье, но вот тут нас сзади опять догоняет пустой ЗИЛ-хелпер. Мы водителю говорим, что хотим попасть напрямую к Севану через оз. Бол. Алагель, и он говорит что ему по пути, "в кузов!" )

Буквально сразу мы приехали к развилке - в две стороны расходились накатанные грунтовки, и водитель свернул на левую, и, хотя смотрели в карту и проверяли по жпсу, мы и не насторожились, ведь водитель знал же куда мы хотим… И вот, когда мы уже проехали километров 8, преодолевая ручьи и подъёмы на обзорные участки, и водитель сказал что здесь он уже собирает сено, только вот почему перед нами лэп, которая идёт просто в лоб по склону?? А дороги её траверсирующей нет, видимо, она проходила к старым стоянкам. Посмотрели еще раз GPS и увидели что мы уехали сильно западнее. Вернулись тогда чуть-чуть обратно до белого шатра с 2 лошадками, мирно жующими траву, и решили ещё раз попробовать проехать не скидывая высоту, всё равно ехали по качелям, проехали двух огромных собак, они что-то охраняли в стороне, но строений и животных там не было, только они… Взобрались, но опять это дорога стала поворачивать в ту же сторону, что предыдущая. Бросили велы и пошли пешком высматривать другую, но ничего не нашли в нашу сторону – пришлось нам возвращаться до самой первой развилки… Но нет, ещё сбрасывать мы не решились, и вдоль лэпа дорога почему-то не шла, мы как только отсекли нашу идущую параллельно – похватали велы на плечи и потащились вниз через овраг и вверх… колючек много – но двое хоть и больше катили – не прокололись. То есть колеса-то целы, но ноги покололись… Проветрили носки, вытряхивая все из ботинок, перекусили… всё тем же сыром – и теперь в правильный путь…

По дороге опять качание, проехали мимо огромной отары овец с пастухами, но мимо собак не получилось. Пять огромных псин бежали за нами, один хозяин тоже бежал за псинами. Хоть овцы не бежали в сторону нас… Пастухи эти были продвинутыми – они спали в туристических палатках. Возле ручья собаки догнали нас, их догнал хозяин. И вроде бы отстали…На подъёме спала другая группа баранов – мы думали оторвались, но пара собак опять оказалась рядом, но как только мы проехали мимо живого мяса и не утащили не одну овцу – потеряли к нам интерес…

На подъёме встретили змейку… Небо заволокло тучами… По дороге мы проехали еще пару оставленных стоянок овцепасами, две очень разные по чистоте. Вокруг первой валялось много мусора, раздолбанные отдельно стоящие кровати, какие то веники, тапки и т.п… Но именно там мы нашли палки для печки и сперли веник из веток и говна… Два в одном. Каждый прутик был плотно обволочен кизяком и отлично вечером горел – хотя слишком быстро, потому что ближе к вечеру было очень ветрено. А на второй стоянке – очень чисто, кровати вкопаны в землю и целы, сухой кизяк не накрыт полиэтеленом, а просто обмазан сверху сырым, который сейчас уже высох, говном. И рядом сложенные из камней две невысокие горки – наподобие старых казахстанских могилок – только свежие… Между стоянками (они были в километрах 10 друг от друга) в ручье мы набрали воду, минут 10 шли вверх по течению, но к источнику не пришли, попили так, и набрали бутылки на ужин и завтрак на всякий случай. Вкусная… А потом, уже спускаясь, заметили за перегибом овец, интересно: их уже подогнали к ручью?

Сразу после второй стоянки дорога опять стала сворачивать налево, а мы перепрыгнули ручеёк и поехали теперь просто по целине, держа азимут на оз. Алагель по карте, само озеро мы, понятно, не видели. Перебродили два раза большие ручьи, взбираясь и спускаясь по их склонам, выехали еще на какую-то дорогу, проехали по ней, но она опять шла не туда, перебрались через свежий противопожарный овраг и поехали вдоль него по плохой дороге. Потом опять по целине до самой стоянки, держа курс к вулкану рядом с озером…

Брод реки Арпа недалеко от истоков

Оффроад к озеру Ала-гёль

 

Перед сбросом к озеру мы встали, думали любоваться на озеро, вулкан, степь и горы, но ветер усилился, пришлось есть в палатке… Хорошо, что мы быстро приготовили еду чудо веником найденным на первой грязной стоянке. Были попытки починить горелку, для чая, но налитая жидкость горела, но паров не давала, хоть с утра развели ей костёр в печке… Этим вечером в карты уже не смотрели, но нам очень нужны ботинки и карты Селигера предложенные Аней Короблевой на сайте ТК МИСИС, на который Вадим зашел в Гостинице с телефона, но ответить мы уже не могли, с сожалением об обеих этих вещах уснули под шум ветра.

 

Оффроад к озеру Ала-гёль

День 13

4 октября. Автор Будкин Кирилл

 

Ночевали на озере Ала-Гёль. Место очень живописное. Местные рассказывают, что в озере водится рыба Ишхан, достигающая 80 кг. Вдоль озера идёт езженая дорога, которая вывела нас в Субатан. В другую сторону дорога идёт на восток в сторону озера малый Ала-Гёль, и, возможно, дальше в Карабах. Спуск к Севану также весьма живописен дорога пересекает застывший лавовый поток.

 

Вид на озеро малый Ала-Гёль

Спуск к Севану

 

В Суботане были около 12 часов. Спустились к трассе на Варденис. По ней ехали на запад почти до нашей стоянки №3. Далее ехали на север по второстепенной дороге вдоль Севана. В чудесном сосновом лесу на берегу расположилось большое количество военных. Сама дорога поначалу с разбитым асфальтом, дальше асфальт становится лучше. После поворота на Шишкая начинается грунтовая дорога до Гюней. Не доезжая Гюней, налево есть отворот к пляжу, где мы искупались. В Гюней дорога сливается с основной трассой.

Здесь трасса очень сильно разбита. Нормальный асфальт начинается после Памбака. Заночевали на берегу возле населенного пункта Джил.

День 14

5 октября.Автор Будкин Кирилл

 

Утром продолжаем движение вдоль Севана. Ехать по ровному асфальту без наборов одно удовольствие. Вдоль берега часто попадаются турбазы, в основном недостроенные.

После Шоржи купаемся и сворачиваем на Шамборак. Основная дорога идет севернее Агбулаха. Подъём на Красносельский перевал тягуч. Зато спуск с него длинный и красивый‑ более 5 км можно вообще не крутить педали почти до Чамбарака.

Дальше дорога спускается вдоль реки Гетик по очень живописной долине с красивейшей золотой осенью. Мы ехали по ней от трассы Тджеван-Делижан. Двигаться после такой красоты по трассе нам совсем не хотелось и времени до самолета оставалось немного. Поэтому мы подбросились на попутке до Дилижана. На ночевку вставли за городом, здесь слева от трассы на Ванадзор за ручейком была беседка со столиком. Здесь мы отлично поужинали и распили бражку, которую купли утром в Красносельске. Нам ее разрекламировали как "еще не вино, но уже не сок" - отличная вещь оказалась!

 

 

День 15

6 октября.Автор Будкин Кирилл

 

От Дилижана набирали до Лермонтово, потом сбрасывали до Кировакана.

IMG_7745.jpg

Подъем к Фиолетово

 

Там на первом большом перекресткепо правую руку за остановкой есть белый неприглядный ларек без вывески. На деле он оказался шашлычной с самым вкусным и недорогим шашлыком за всю поездку. После Кировакана поймали машину до Спитака. Мы все хотели посмотреть на город, который разрушило мощнейшим землятресением еще в советские времена. Сейчас уже ничего не напоминает о трагедии, только вдалеке от дороги стоит в память об этом церквушка из железа. На выезде из поселка поймали опять ЗИЛ-хелпер до Спитакского перевала. Мужичок-водитель жил как раз в ауле на перевале, он все говорил что дальше не может нас подвезти. Но вниз то не вверх, мы долго сбрасывали и ехали своим ходом почти до Арташавана.

IMG_7768.jpg

Немного не доезжая до него есть поворот на запад, на нём стоят «буквы»‑ это памятник армянскому алфавиту. Тут начинается дорога на гору Арагац к озеру Карагель. Было уже темно, когда мы были на повороте и стало очевидно, что сами мы не наберём 1100 метров, поэтому мы договорились с чабанами, и нас закинули на озеро. Автомобиль набирал высоту чуть меньше часа. На озере стоит гостиница с кафе. Заночевали мы на берегу озера возле неё.

 

День 16

7 октября.Автор Гришин Дмитрий

 

Поднялись до рассвета, чтобы взойти на Арагац до появления облаков. От озера идут автомобильные следы, но они уходят потом западнее, и мы пошли к южной вершине по остаткам троп. На перевальном взлёте уклон 30град, можно увидеть следы предыдущих восходителей. На вершине множество сооружений из плоских камней, в некоторых даже можно укрыться от ветра. Видно очень мощную тропу (по ней даже на квадроцикле можно заехать), поднимающуюся с запада, вероятно на нее уходила дорога, с которой мы свернули. На северную вершину логичней идти через дно кратера, а не по кромке, как некоторые ходили.

На южной вершине Арагаца 3900м

 

 

 

Постепенно начало затягивать облака и мы пошли обратно. В это время на вершину шли десятки человек, причем явно туристически не подготовленные. Итого на радиалку затратили 3 часа.

Дорога вниз по асфальту была бы идеалом ‑катить и катить без промежуточных наборов, но она очень раздолбана. Чтобы доехать до Еревана с меньшей пересечёнкой надо ехать через Арташаван, а не через Агарак, как мы поехали. Ниже по горе появляется населёнка, но и асфальт становится лучше. На трассе из Тадина трафик 10-40 маш/мин.

 

Спуск с Арагаца

Фирменный магазин Арарат в воскресенье не работает, но в обычных магазинах цена на коньяк все равно на 30-40% ниже чем в duty-free в аэропорту.

 

 


ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДΑЦИИ

Всем, кто ещё не был в Армении, весьма рекомендую посетить эту чудесную, гостеприимную страну, поесть шашлык, толму, форель, ишхан, мацун, сыры. Выпить минералки, вина, пива и коньяка. Подняться на Арагац и полежать в термальных ваннах.

А любителям оффроада могу посоветовать заехать в Карабаджар‑ Карабахский аналог Джермука, частично разрушенный в войну. Попасть туда можно или от Вардениса (попроще), или от Сисиана через озеро Ухтасар с петроглифами, или от Джермука через озеро Ала-Гёль, в ту строну уходила хорошая дорога.

 

РACЧEТ КAТEГOРИИ CЛOЖНOCТИ

Паспорт горного препятствия - перевал Спитакасар.

 Общая информация о препятствии

 Район: Гегамский хребет

 Границы: село Гохт – село Ланджахпюр

 Характеристика трудности препятствия

 Общая протяженность определяющего участка подъема - 16,5 км: первые 2 км асфальт, потом 12 км каменистая горная дорога, у перевала теряющаяся горная колея

 Коэффициент дорожного покрытия Кпк=1,6

 Абсолютная высота:

 начала определяющего участка подъема - 1700 м

 седловины перевала - 3150 м

 конца спуска - 2250 м

 Коэффициент абсолютной высоты Кв=1,4

 Общий набор высоты - 1450 м

 Коэффициент набора высоты Кнв=1,8

 Крутизна (уклон) на подъеме (средн.) - 8,7%

 Коэффициент крутизны Ккр=1,25

 Сезонно-географический показатель (СГ) = 1,1 (конец сентября)

 Балльная оценка трудности препятствия

 КТ = Кпк*Кв*Кнв*Ккр*СГ= 5,54 Категория трудности по МКВМ - 4

 Общее время прохождения: подъем - 8 ч., спуск - 2 ч. 20 м.

 

Паспорт горного препятствия – Кизилджук-Ухтасар-Сарнакунк

 Общая информация о препятствии

 Район: Сюникское нагорье

 Границы: село Кизилджук – трасса на Мегри

 Характеристика трудности препятствия

Протяженность определяющего участка - 24 км: около шоссе накатанная грунтовка, на склонах хребта каменистая горная дорога, кроме самого перевального участка 3 км – там без дороги.

 Коэффициент дорожного покрытия Кпк=1,5

Абсолютная высота:

 мин - начало подъема - 1920 м

 озеро Ухтасар - 3210 м

 конца спуска - 2160 м

Коэффициент абсолютной высоты Кв=1,4

 Общий набор высоты - 1300 м

 Коэффициент набора высоты Кнв=1,7

 Крутизна (уклон) на подъеме (средн.) - 6,7%

 Коэффициент крутизны Ккр=1,1

 Сезонно-географический показатель (СГ) = 1,2 (1-2 октября)

 Балльная оценка трудности препятствия

 КТ = Кпк*Кв*Кнв*Ккр*СГ= 4,7 Категория трудности по МКВМ - 4

 Общее время прохождения: подъем - 7 ч., спуск - 4 ч.

 

Паспорт горного препятствия – Джермук-оз. Бол. Алагель-Субатан

 Общая информация о препятствии

 Район: стык Зангезурского и Варденисского хребтов

 Границы: Джермук – село Субатан

 Характеристика трудности препятствия

Протяженность определяющего участка - 35 км, подъем 18км.

Дорога хорошо накатанная грунтовка, на сgecrt каменистая горная дорога, кроме самого перевального участка 4 км – там без дороги.

 Коэффициент дорожного покрытия Кпк=1,18

Абсолютная высота:

 мин - начало подъема - 2200 м

 южн. уступ вала озера Бол. Алагель - 2910 м

 конца спуска - 2300 м

Коэффициент абсолютной высоты Кв=1,4

 Общий набор высоты - 1300 м

 Коэффициент набора высоты Кнв=1,25

 Крутизна (уклон) на подъеме (средн.) - 3,89%

 Коэффициент крутизны Ккр=1,0

 Сезонно-географический показатель (СГ) = 1,2 (3-4 октября)

 Балльная оценка трудности препятствия

 КТ = Кпк*Кв*Кнв*Ккр*СГ= 2,48 Категория трудности по МКВМ - 3

 Общее время прохождения: подъем - 7 ч., спуск - 4 ч.

 

КC

 Чиcлo пρeпятcтвий

 Бaллы

 Бaллы, идyщиe в зaчeт

4

2

10,25

10,25

3
1
2,48
2.48

ИТOГO:

 

12,73

 

 

Aвтoнoмнocть

 A=1

Интeнcивнocть

 I = 1032*10*1,2/500*16 = 1,55

Кaтeгoρия cлoжнocти

КC=12,73*1.55*1=19,73 >15; Кaтeгoρия cлoжнocти 3 с эл. 4

 

ЛИТЕРАТУРА:

Путеводители:

1 http://plusninety.ru/ru/armeniaguide/armenia

2 http://wowarmenia.ru/

Отчёты:

3 http://www.lejebokatrophy.narod.ru/armenia/armtext/armtext.htm

http://www.lejebokatrophy.narod.ru/armenia/foto/

http://www.gpsies.com/map.do?fileId=piqxilnwflkzyhbn

 

4 http://comte-de-varand.livejournal.com/413807.html отчет по северной Армении

 

5 http://solohiker.ru/blog/bolshoj_velopokhod_po_armenii/2011-10-30-41 отчёт +источник

 

6 http://forum.wec.ru/index.php?showtopic=77270  отчёт + фильм 

http://rutube.ru/tracks/1133121.html?v=09dee4ad75418de819da19396867be76

 

7 http://a-passionata.livejournal.com/66576.html

 

8 http://forum.poehali.net/index.php?board=22;action=display;threadid=13738;start=0

http://photo.qip.ru/users/marinka27.fotoplenka/140430935/?page=1

 

9 http://bestandreyspb.narod.ru/armenia/1.html

 

10 http://mitrofashki.narod.ru/v44.htm

 

11 http://mari.in.ua/travels/2009armenia.html

 

12 http://shatuny.narod.ru/11kavkaz.htm

 

13 http://shatuny.narod.ru/Armenia2011mkk.PDF

 

14 http://velorogi.ru/travels/37.html